|
||||||||
|
Академия Подарка > Научное подарковедение > Экономика подарка
Обмен подаркамиПо данным исследований британских и американских социологов, больше половины подарков, которые люди дарят друг другу в течение года, являются взаимными (Cheal, 1988). Чаще всего подарками обмениваются равные по своему социальному положению люди: друзья, братья и сестры. Особенно часто такой обмен совершается на Рождество. При этом, поскольку рождественские подарки люди дарят друг другу одновременно, выбор подарка обычно основан на предсказании того, какой подарок приготовили самому дарителю. Этот выбор также может диктоваться неписаными правилами того, кто кому какой подарок должен дарить, и соответствующей "ценовой шкалой". Обычен также обмен подарками между друзьями и родственниками по случаю дней рожденья.Со свадьбами дело обстоит куда сложнее, поскольку они случаются значительно реже, но все же и здесь существует своя внутренняя бухгалтерия: обязанность сделать свадебный подарок тому, кто подарил нечто тебе, обязанность пригласить на свадьбу всех родственников и знакомых. Свадебный обряд, в отличие от празднования дня рождения, имеет очень глубокие исторические корни. В фольклоре большинства европейских стран присутствует тема злой феи, которую забыли пригласить на свадьбу или на крестины. Она мстит тем, что дарит опасный подарок, приносящий несчастье. Несчастье, в соответствии с народными верованиями, ждет и того, кто отказал в приглашении на праздник бедному родственнику (сироте) или побрезговал предложенным скромным подарком. Этот мотив тоже часто повторяется в азиатских и европейских сказках. Среди соседей более распространенным является правило обмена услугами, которые можно рассматривать как форму подарка. Бесплатная помощь в ремонте бытовой техники или автомобиля, присмотр за детьми или одалживание денег и вещей являются более предпочтительными видами отношений между соседями, чем работа по найму или другие виды чисто рыночных отношений (Webley, 1983). Согласно некоторым социально-психологическим теориям, если человек не может ответить соответствующим подарком на подарок, он чувствует себя в долгу перед тем, кто проявил к нему щедрость, и испытывает из-за этого дискомфорт и унижение. Поэтому многие избегают получать подарки или пользоваться услугами, зная, что не смогут за них отплатить. Так люди, потерявшие работу и испытывающие финансовые трудности, часто избегают ходить в гости, поскольку не могут ничего подарить своим друзьям. В результате их социальная изоляция еще больше возрастает. Политики и чиновники тоже относятся к подаркам с подозрением, поскольку обязанность отплатить дарителю может противоречить их служебным обязанностям и может быть расценена как взятка. Глубоко укоренившееся в человеке убеждение в необходимости отвечать добром на добро, платить услугой за услугу часто используется специалистами по рекламе и профессиональными сборщиками пожертвований. Встречая на улице человека, они "бескорыстно" и "от чистого сердца" дарят ему какую-нибудь мелочь: цветок, ручку или календарик, а в ответ просят лишь о небольшой услуге: приобрести у них соковыжималку или пожертвовать деньги в пользу "Общества сознания Кришны". Если человек застигнут врасплох, ему неудобно отказывать тому, кто только что сделал ему подарок. Распространившееся в последние десятилетия в западных странах правило, согласно которому женщина, приглашенная мужчиной в ресторан, платит за себя сама, является результатом осознания зависимого положения, в которое попадает человек, принявший подарок. Согласно наблюдениям психологов, женщине гораздо труднее отвергнуть ухаживания мужчины, даже если они ей неприятны, если он заплатил за ужин или сделал ей какое-либо иное одолжение (Argyle, 1991). Наряду с отношениями взаимного обмена подарками среди равных, существуют отношения, не предусматривающие ответных подарков. Так, родители дарят детям в семь раз больше подарков, чем получают от детей. Точно такая же пропорция сохраняется между бабушками, дедушками и внуками, тетями, дядями и племянниками, то есть между теми, кто имеет в семье статус "кормильца", и теми, кто нуждается в заботе. Исследователи различают два типа социальных отношений: отношения взаимного обмена, при которых люди ожидают, что их помощь или услуги будут вознаграждены, и альтруистические отношения, при которых они ориентируются на потребности других (Clark & Reis, 1988). Отношения с детьми и другими близкими являются альтруистическими и не предполагают возмещения, за исключением надежды на помощь со стороны детей в старости или в случае болезни. Действительно, 70% пожилых людей в мире полностью зависят от членов своей семьи, хотя в развитых странах дети оказывают своим родителям гораздо меньше поддержки, чем в развивающихся. Согласно данным канадских исследователей, дочери чаще заботятся о своих престарелых родителях, чем сыновья, и вообще женщины чаще проявляют альтруизм в отношениях с близкими, чем мужчины (Offer, 1998). Существует еще один тип отношений, не предполагающий ответных подарков: это подарки учителям, врачам, подчиненным и обслуживающему персоналу. Однако эти подарки являются не проявлением альтруизма, а благодарностью за прошлые услуги, то есть составляют часть отношений взаимного обмена.
Argyle M. The Social Psychology of Leisure. Lnd., 1991. Анна Фенько, профессор
#!ShowTnx();
|
|||||||
|
||||||||