|
||||||||
|
Академия Подарка > Научное подарковедение > Экономика подарка
Являются ли деньги подходящим подарком?В большинстве культур деньги считаются неподходящим подарком. Согласно опросу американских студентов, деньги были признаны самым неподходящим подарком в большинстве случаев, особенно если получатель имеет более высокий социальный статус (Webley & Lea, 1997). Среди голландских студентов лишь 41% сочли деньги неподходящим подарком. Остальные ответили, что были бы не прочь получить в подарок деньги, особенно когда они очень в них нуждаются или пытаются скопить денег на какую-то крупную покупку. Большинство детей, начиная с 10-12 лет, также не возражают против «денежных» подарков.Основным доводом против использования денег как подарка обычно является то, что такой подарок рассматривается как безличный и не имеющий символического значения. Человека, который дарит деньги, можно заподозрить в равнодушии: ему лень побеспокоиться о выборе подходящего подарка. Особенно нелепым выглядел бы ритуал обмена «денежными» подарками: абсолютно бессмысленно обмениваться равными суммами денег, тогда как дарить друг другу равноценные подарки -- значит укреплять дружеские отношения, не имеющие экономического характера. Существует, правда, еще одна разновидность «денежного» подарка, которая отнюдь не является бессмысленной. Это денежное вознаграждение за определенного рода действия должностного лица, называемое взяткой. В экономической литературе активно обсуждается вопрос о сходствах и различиях подарка и взятки, особенно в традиционных обществах наподобие филиппинского (Klitgaard, 1998). В странах, где традиционное право (обычай) преобладает над формальными нормами государственного законодательства, грань между подарком и взяткой часто оказывается размытой. Государственная должность воспринимается здесь не как профессиональная работа, а как обладание властью. Любое действие чиновника, в котором заинтересован конкретный гражданин, оказывается с этой точки зрения не выполнением служебных обязанностей, а добровольным благодеянием, за которое гражданин так же добровольно благодарит обладающего властью, преподнося ему денежный дар. Впрочем, экономисты отмечают и различия между подарком и взяткой. Взятка осуществляется тайно и преследует цель извлечения выгоды. Взятка дается в обмен на конкретную услугу, и ее размер соответствует размеру выгоды, получаемой взяткодателем, а также риску чиновника. Агенты, как правило, не находятся в личных отношениях между собой. Подарок (по крайней мере, в идеале) характеризуется противоположными чертами. Он возможен лишь в контексте личных отношений и является свободным проявлением любви или симпатии. Хотя подарок может совершаться втайне, это не является для него существенным (секретность, скорее, может быть характеристикой отношений). Стоимость подарка также несущественна, хотя она и может быть косвенным выражением интенсивности испытываемых дарителем чувств. Подарок делается бескорыстно и не предполагает никаких ответных действий со стороны получателя. Такой взгляд на подарок с точки зрения психолога и антрополога является довольно наивным: можно показать, что не все подарки бескорыстны, не все они дарятся знакомым людям (например, президент дарит ветеранам часы в День Победы). Почти все подарки предполагают получение взамен либо ответного подарка, либо иных проявлений благодарности, и к тому же стоимость подарка может означать не силу любви, а, к примеру, демонстрацию богатства и социального положения дарителя (Фенько, 2000). Тем не менее, различие между взяткой и подарком все же есть. Оно в том, что цель взятки прозрачна: она понятна и тому, кто ее дает, и тому, кто ее получает. Что же касается подарка, то в нем всегда есть какая-то тайна или мистика. Будучи не вполне бескорыстным, он часто скрывает свой смысл как от получателя, так и от самого дарителя. Даже будучи формой сознательной манипуляции, он невольно несет в себе черты личности дарителя. Принимая подарок, мы становимся «заложниками» не только личных отношений с дарителем, но и гораздо более древних и могущественных отношений, правила которых закреплены в фольклоре, традициях, ритуалах и праздниках.
Klitgaard R. Gifts and Bribes. Journal of Economic Psychology, 109, 1998. Анна Фенько, профессор
#!ShowTnx();
|
|||||||
|
||||||||