|
||||||||
|
Академия Подарка > Научное подарковедение > Социология подарка
Подарки в моей жизни: ретроспективный анализГотовясь к написанию этого очерка, я попыталась обобщить имеющийся у меня опыт получения и дарения подарков. Оказалось, что, самые сильные эмоции от подарка я получила в возрасте 5 лет (или может быть 6), когда мама и папа подарили мне на день рождения набор мебели для кукол. Дело в том, что у меня было несколько кукол, которыми я играла каждый день, представляя их семьей. Я очень хорошо помню, что пыталась шить им одежду, и для этой одежды клеила из картона шкафы, украшая их бумагой. Кукольные шкафы были тогда важной частью моей жизни. И вот, в день рождения я увидела в коридоре большую картонную коробку, перевязанную веревкой. Когда папа ее открыл, первое, что я заметила, был большой деревянный шкаф, двустворчатый, с антресолями, полками, и даже плечиками для одежды. Я была так счастлива, что даже не помню, что еще там было. Родители меня не предупреждали о том, что собираются сделать мне такой подарок, поэтому я даже не догадывалась о нем.Из этого можно сделать следующий вывод: основными составляющими подарка являются его востребованность тем человеком, для кого он предназначен, и ситуация, в которой происходит дарение подарка. Я считаю, что самый лучший подарок - это то, что нужно человеку, то, что будет полезно. Это подтверждается, если рассмотреть подарок с точки зрения социологии. Подарок- это инвестиция в социальную сеть, способ поддержания и укрепления отношений между людьми. Следовательно, нужный, полезный подарок - это гораздо более эффективная инвестиция по сравнению с ненужной безделушкой, потому что ее можно просто поставить пылиться на полку, и в тот же день забыть о том, кто и зачем тебе это подарил. Со мной такое не раз случалось. С другой стороны, здесь не следует забывать о ситуации, в которой дарят подарок, и личность дарителя. В моей жизни было немало случаев, когда абсолютно ненужная и незначительная вещь приобретала для меня большое значение и даже некоторую символичность, и все из-за личности дарителя. На мой 16-й день рождения ко мне, в числе прочих гостей, пришел мальчик, который мне очень нравился. Он принес мне три тигровые лилии, которые, как потом выяснилось, он стащил ночью из чужого палисадника, и маленькую игрушечную собачку, которая продавалась в каждом ларьке. Я вообще мягкие игрушки не люблю, но, тем не менее, когда я потеряла подаренную им собачку, я немедленно купила себе точно такую же. По-моему, это яркий пример влияния личности человека на восприятие даримой им вещи. То есть, даря подарок, с ним мы передаем часть себя, показываем свое отношение к человеку, и эта вещь становится не просто набором функциональных свойств, а каким-то символом, знаком привязанности и т. п. По этой причине людей в принципе не волнует, сколько стоит тот или иной подарок. Этот параметр (цена) выходит на первый план в тех случаях, когда подарок - вопрос престижа. Но я не думаю, что это можно рассматривать как подарок в чистом виде, потому что настоящий подарок имеет одну цель - сделать человеку приятное, напомнить о своей любви к нему, но уж никак не "повысить свои акции" в глазах окружающих. Хотя, увы, это можно очень часто наблюдать даже в рамках первичных социальных групп, таких, как семья. Иногда я замечаю, что мои тетя и бабушка соревнуются в том, кому из них удастся сделать лучший подарок моему папе. Потом они ходят и намекают всем, кто готов их слушать, в каком магазине и за сколько они купили эту рубашку, ботинки и т. д. Я думаю, что деньги являются настоящим подарком только в одном случае: когда даритель знает, что, например, именинник очень хочет иметь какую- либо вещь, но она настолько индивидуальна, что покупать ее самому - большой риск купить не то, что надо. В основном, такое происходит между мужчиной и женщиной, точнее, между отцами и дочерьми. Мужчине вообще трудно понять женщину, тем более, когда присутствует большая разница в возрасте. Достойный выход из этой ситуации: подарить хорошую книгу, но и этот вариант не всегда возможен. Поэтому сплошь и рядом папы, уставшие от долгих раздумий, напуганные ассортиментом магазинов, дарят дочкам деньги, чтобы те потратили их с большей рациональностью. Во всех других случаях деньги выступают как знак того, что человеку было некогда или неохота ломать голову. Если подходить к этому серьезно, то какое-то время придется посвятить выбору подарка, чтобы это был действительно хороший подарок. Количество затрачиваемого времени растет пропорционально возрасту "одариваемого". Чем моложе человек, тем легче его осчастливить подарком. По-моему, детей легче всего привести в восторг, причем, как правило, они приходят в восторг от какой-нибудь мелочи. Когда я была маленькой, и мама подарила мне сарафан, я даже украдкой заплакала от досады, потому что я-то рассчитывала на калейдоскоп, или, по меньшей мере, на пароход. Потом, девочка- подросток безумно счастлива, получая в подарок свою первую косметику. Куда сложнее подарить хороший подарок женщине в возрасте с устоявшимися взглядами и привычками. К тому же с годами люди "обрастают хламом", который наполовину состоит из подаренных кем- то вазочек, шарфиков, блокнотиков, шкатулочек и т. д. Здесь необходимо очень много специальных знаний. Хочу привести пример, когда подарок, который никогда не пришел в голову нормальному человеку, оказался особо ценным и полезным. Моей маме подруга на 8 марта подарила воронку для переливания варенья - такую огромную пластмассовую штуку, вдевающуюся в горлышко трехлитровой банки. Понятно, что человек такого же круга и социального положения сможет больше угадать с подарком, чем тот, кто принадлежит к другому классу, имеет другой доход. Подарок очень индивидуален, но, тем не менее, каждый человек в течение жизни вырабатывает свои правила подбора подарков, и их очень трудно изменить. Анастасия Бекетова (Сыктывкар)
#!ShowTnx();
|
|||||||
|
||||||||