подарок дарение дарить подарить теория история прикол рекомендации этикет праздник юбилей день рождения новый год рождество

АП в LJ (new)
О проекте Карта
Контакт Рассылки
Интернет-магазины
GiftGuru
GiftGallery (new)

Бестселлеры

 

Академия Подарка > Научное подарковедение > Социология подарка
версия для печативерсия для печати
добавить в избранное

Размышления о сущности подарка

Что же такое подарок? Для начала, я решила разобраться, что значит подарок для меня. Первые ассоциации, которые возникает у меня, когда я слышу слово "подарок", это праздник, сюрприз, приятное общение, поток положительных эмоций. Подарок - вещь, окрашенная положительными эмоциями. Именно поэтому компании, которые позиционируют свою продукцию как подарок, делают в рекламе акцент на то, что в процессе дарения, человек отдает частичку своего сердца.

Изначально, может показаться, что подарок, в первую очередь, это и есть то тепло, которое мы дарим вместе с вещью. Однако, на самом деле, это совсем не так. Например, я собираюсь на день рождения к моей подруге. Кроме меня, она пригласила много людей, и намечается шикарная вечеринка. Я уверена в том, что она нисколько не обидится на меня, если я приду вовсе без подарка. Мы будем продолжать дружить и дорожить друг другом, как это было раньше. Однако придти без подарка я не могу, я сама буду неловко себя чувствовать, если в руках у меня будет лишь маленькая открыточка. Именно поэтому, я беру деньги и иду в магазин. Причем, чем лучше я отношусь к этому человеку, тем дороже будет подарок. Здесь, конечно, стоит учитывать мой материальный достаток. Из своего месячного дохода я выделю максимально возможную сумму, на которую смогу приобрести лучший подарок. Все это для того, чтобы гости, которые там будут кроме меня, смогли сказать: "Ты видел, что ей подарила Катя? Вот это да!" Или чтобы подруга потом смогла похвастаться этим подарком перед кем-либо.

По сути дела, я просто-напросто самореализуюсь в глазах общества. Ведь, как уже было сказано, я уверена в том, что отсутствие предмета дарения на празднике, ни коим образом не повлияло бы на развитие наших отношений. В данном случае, подарок это скорее средство для завоевания престижа в обществе. Отношения с подругой отходят на задний план.

Но при всем при этом, я до сих пор остаюсь уверена в том, что подарок - это порция положительных эмоций. Попытаемся разобраться.

У меня есть молодой человек, которого я просто обожаю. Мне с ним так хорошо! На праздник мы идем в магазин, покупаем шампанское, как неотъемлемый атрибут праздника, и проводим вдвоем прекрасный вечер. Мы ничего не дарим друг другу кроме тепла наших душ, мы просто обмениваемся энергией и нам не нужно материальное подтверждение наших чувств. Но потом я возвращаюсь в обычную жизнь. Мои друзья интересуются, что преподнес мне мой любимый. Несколько раз я смогу ответить правду: "Нам достаточно друг друга. На все праздники мы дарим друг другу себя". Потом, возможно совру, сказав, что был великолепный подарок, но каким-то странным образом исчез. Рано или поздно я в любом случае начну испытывать ощущение дискомфорта. Общество требует материальных доказательств хороших отношений между людьми. И я, как член этого общества, вынуждена подчиняться этому.

Если бы мы жили с любимым человеком на необитаемом острове, мне вполне хватало бы заботы, ласки, внимания с его стороны. Однако люди не принимают доводы, типа "ни одно бриллиантовое колье не заменит мне его взгляда". Подарок необходим, чем дороже он будет, тем лучше к тебе будут относиться люди. Получается, это всего лишь завуалированное самоутверждение, самореализация.

Но что же тогда на счет эмоциональной окраски, ведь первые ассоциации с подарком связаны именно с эмоциями, причем положительными. По- моему, эмоции от подарка выходят на первый план тогда, когда мы находимся вдалеке от привычного для нас круга общения.

Предположим, я подхожу к ларьку для того, чтобы купить бутылочку минеральной воды. Около ларька стоит мальчик. Он с жадностью смотрит на шоколадный батончик, на приобретение которого у него не хватает двух рублей. Я добавляю ему эти деньги (по сути, происходит процесс дарения), вижу его улыбку, нескрываемую радость в глазах, и от этого мне тоже становится хорошо. Практически, я купила себе порцию положительных эмоций. Для меня не важно, расскажет ли малыш обо мне своим друзьям, родителям. Он даже не знает, как меня зовут. Я для него - лишь один из миллионов походящих мимо людей, который остановился на секундочку. В этот момент важно то, что произошел обмен эмоциями. Но, допустим, я подошла к ларьку не одна. В данном случае, я бы не стала совершать такой поступок вовсе, либо купила бы ребенку целую шоколадку, потратив большую сумму. И все только потому, что рядом со мной были бы люди, с которыми я поддерживаю отношения. На глазах знакомых, рассматриваемый поступок превратился бы в средство приобретения у них уважения.

То же самое может происходить и в других ситуациях. Предположим, я делю рабочее место с человеком, который мне просто приятен. Мы встречаемся с ним только на работе и общаемся на уровне "Привет! Как дела? Сегодня отличная погода, не так ли?". Мы испытываем взаимную симпатию. В канун праздника, для того, чтобы порадовать этого человека, я дарю ему открытку (простейшая форма поддержания социальной сети), которая ни к чему не обязывает. В данном примере, подарок опять превращается в приобретение эмоций. Мой коллега может забросить открытку в дальний ящик стола или отнести домой и поставить в рамку, мне безразлично. Процесс дарения доставил и ему и мне положительные эмоции. Вот и все. Но если наши отношения будут развиваться, подарки будут становиться все дороже, в конце концов, этот коллега превратится в моего друга, выбор подарка для которого доставит мне массу головной боли.

Но неужели человек настолько меркантилен и тщеславен, что даже такое светлое понятие как подарок становится лишь платой обществу, для того, чтобы его воспринимали лучше. Неужели когда мы дарим подарки, мы просто покупаем свой имидж, престиж. Неужели это происходит всегда? Даже с такими близкими людьми как родители? Возможно, это действительно так. Причем, это проявляется еще в самом раннем детстве. В детском саду ребенок старается как можно лучше нарисовать рисунок, чтобы именно его мама получила самый прекрасный подарок. Но разве это происходит не потому и не для того, чтобы воспитатель сказал: "Смотрите, как здорово нарисовал Сережа! У него получилось лучше всех!".

Он хочет подарить маме лучшее, но вместе с тем, он старается для того, чтобы остальные дети поняли - он самый-самый. Потом у нас появляются деньги. Те десять рублей, которые в детстве казались баснословной суммой, отложенные на подарок маме, были для меня тем же, что сейчас тысяча рублей. И тогда, и сейчас, выбирая маме подарок, я пытаюсь найти самое необходимое для нее. Но в любом случае я невольно задумываюсь: "Что скажут окружающие о том, что я потратила такие сумасшедшие для меня деньги на подарок маме. Я отказалась от покупки нового платья для себя, вот какая я любящая дочь".

Из всего этого многообразия примеров, можно выделить основные мысли, появившиеся у меня в процессе рассуждения на данную тему:

  • По сути дела, любой подарок - это товар, который становится подарком только в процессе дарения. В свою очередь, процесс дарения может иметь место и в повседневной реальности, и во время праздника. И в то же время, праздник (праздник как эмоциональное состояние людей, посвященных в процесс дарения) наступает всегда, когда появляется подарок.
  • Естественно, подарок имеет адресную направленность. Однако, возможно и то, что адресатов будет несколько. С одной стороны, это человек, который непосредственно получает подарок, с другой - общество, престиж в котором мы пытаемся получить, даря подарок.
  • Я не согласна с однозначным утверждением о том, что в процессе дарения отсутствует материальный обмен. Зачастую он подразумевается (иногда неравноценный, но все же имеет место).
  • Различия во времени. Любой подарок (даже в простейших формах - телефонный звонок, поздравление, открытка, сувенир) предполагает обмен. Возможно, по истечении некоторого времени, и все же обмен произойдет. Исключения могут быть, но они уже будут восприниматься людьми как нечто, выходящее за рамки принятого. Молчание в ответ на поздравление неадекватно.
  • Подарок будет оставаться средством приобретения престижа (а, следственно, товаром) до тех пор, пока вокруг двух людей, участвующих в процессе дарения, будут другие люди. Подарок становится подарком, не имеющим материальной стоимости, только в отсутствии общества. В идеальном варианте, подарок должен иметь материальную и эмоциональную стоимость. Подарок в рамках общества, действительно необходим как инвестиции в социальные сети, причем в данном случае он в обязательном порядке должен носить материальную ценность. В рамках одной, отдельно взятой цепи, ценность подарка носит второстепенный характер.

Екатерина Богданович (Сыктывкар)



поиск на сайте
Наша жизнь - сплошной праздник!

Социология подарка

  • Подарок как социальный феномен
  • Феномен подарка в социологии
  • Дарение и бытие
  • Подарок самому себе
  • Подарок в виртуальном пространстве
  • Социальные сети, поддерживаемые актами дарения
  • Символическое содержание подарка
  • Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия
  • Подарок в семейной сети: процесс выбора
  • Подарок в современном обществе: сравнительный анализ студенческой среды России и Германии
  • Подарок как носитель тайного смысла
  • Производственные подарки: всем одинаковые или разные
  • О чём мечтают руководители
  • Я - подарок
  • Книга - худший подарок
  • Корпоративные подарки на Новый год
  • По следам 8 марта
  • Анатомия подарка: взгляд дарителя и получателя
  • Подарки в моей жизни: ретроспективный анализ
  • Подарок как индульгенция
  • Подарок близким
  • Размышления о сущности подарка
  • В поисках оптимального подарка
  • Проблема адресности подарка

  • Copyright © 2000-2013
    Академия Подарка
    http://www.acapod.ru
    Email: info@acapod.ru

       

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100