Академия Подарка > Антология подарка > Современная зарубежная проза
Г. Бёль. Хлеб ранних лет
Объехав вокруг вокзала, я остановился у цветочного киоска напротив
ремесленного банка, вышел из машины и попросил желтых тюльпанов на три
марки; мне дали десять штук, и я протянул женщине еще три марки и попросил
дать мне еще десять тюльпанов.
Cев в машину, я засмеялся и быстро поехал обратно на Юденгассе.
Я позвонил у фрау Гролта и, когда наверху открыли, толкнул дверь спиной
и, усталый, отчаявшийся, поднялся по лестнице: я боялся того, что мне еще
предстояло. Цветы я опустил головками книзу и нес их, как бумажный кулек с
картошкой. Я шел вперед, не глядя ни налево, ни направо. Не знаю, какую мину
состроила хозяйка, когда я проходил мимо нее, потому что я не взглянул в ее
сторону.
Хедвиг сидела у окна с книгой руках, но я сразу понял, что она не
читала; тихо проскользнув через переднюю к двери ее комнаты, я открыл дверь
так бесшумно, как делают воры, хотя никогда не занимался подобным ремеслом и
не обучался этому искусству. Она захлопнула книгу, и мне никогда не забыть
это едва заметное движение, как и ее улыбку; я и сейчас еще слышу, как
захлопнулась книга, при этом вылетел железнодорожный билет, который Хедвиг
сунула вместо закладки, но ни она, ни я - ни один из нас не нагнулся, чтобы
поднять его.
- Уходите, - сказала она. - Уходите сейчас же.
- Да, - ответил я, - я уйду.
Но я не уходил; то, что я хотел сделать с ней, я еще никогда не делал
ни с одной женщиной; для этого существует множество названий, множество
слов, я узнал почти все эти слова, когда был учеником и жил в общежитии,
слышал их потом в техникуме от своих товарищей; но ни одно из этих выражений
не подходило к тому, что я хотел с ней сделать, и я до сих пор ищу нужное
слово. Слово "любовь" не в состоянии выразить всего; быть может, оно просто
лучше других выражает суть дела.
- Теперь уходите, - сказала она.
- А цветы вам нравятся? - спросил я.
- Да.
Я положил цветы на ее
постель, прямо в бумаге, и наблюдал за тем, как она разворачивала их,
поправляла бутоны, трогала зелень. Можно было подумать, что ей каждый день
дарили цветы.
- Подайте мне, пожалуйста, вазу, - произнесла она, и я подал ей вазу,
стоявшую на комоде у двери, возле которой я остановился; Хедвиг сделала
несколько шагов мне навстречу, и, когда она брала вазу, я на секунду
почувствовал прикосновение ее руки; и в эту секунду я подумал обо всем, что
мог бы сейчас предпринять: я мог бы привлечь ее к себе, поцеловать и не
отпускать, но я не сделал ничего такого, я встал опять спиной к двери и
наблюдал за тем, как она наливала в вазу воду из графина и ставила туда
цветы; ваза была из темно-красной керамики, и, когда она поставила ее на
окно, цветы выглядели в ней красиво.
- Уходите, - повторила она, и, не говоря ни слова, я повернулся,
открыл дверь и вышел в переднюю. В передней оказалось темно, потому что там
не было окна, только сквозь матовое стекло входной двери проникал сумрачный
свет. Мне хотелось, чтобы она пошла за мной и крикнула мне что-нибудь вслед,
но она не вышла, и, открыв входную дверь, я спустился по лестнице.
#!ShowTnx();
|