Академия Подарка > Антология подарка > Современная зарубежная проза
И.Эккерман. Разговоры с Гете (1)
Часть вторая
Воскресенье, 7 марта 1830 г.
В полдень зашел к Гете; сегодня он был в полном
обладании сил и выглядел еще свежее, чем обычно. Он сразу же
сказал мне, что вынужден был на время отставить свою
"Классическую Вальпургиеву ночь", чтобы приготовить
к отправке издателю последние тома.
- Думается, я поступил умно, прекратив работу,
покуда еще весь горел ею и у меня в запасе имелось
много уже придуманного; так я куда легче подхвачу нить, чем
если бы писал дальше и уже начал бы спотыкаться.
Я про себя отметил эти слова, как весьма полезный урок.
Гете намеревался еще до обеда прокатиться со мною
за город; но нам обоим было сейчас так уютно в комнате,
что он приказал отложить поездку.
Между тем Фридрих, его слуга, распаковал большой ящик,
присланный из Парижа. Это была посылка от скульптора Давида -
отлитые в гипсе портреты и барельефы пятидесяти семи
прославленных современников. Фридрих вносил слепки в раздвижных
ящичках, и мы с увлечением рассматривали лица всех этих
интересных людей. Мне не терпелось взглянуть на Мериме. Его
лицо оказалось столь же сильным и дерзким, как его талант,
Гете же увидел в нем еще и что-то забавное. У Виктора Гюго,
Альфреда де Виньи, Эмиля Дешана лица были чистые, открытые,
жизнерадостные. По душе нам пришлись также портреты
мадемаузель Гэ, мадам Тасту и других молодых писательниц.
К мужественному профилю Фабвье, словно дошедшему до нас из
других веков, мы возвращались не раз. Так мы рассматривали
то одно, то другое лицо, и Гете не уставал повторять, что
Давид сделал его обладателем сокровища, за которое он не
знает, как и благодарить этого крупнейшего художника.
Отныне он будет показывать свою коллекцию всем, кто хоть
мимоездом посетит Веймар, дабы, путем устных расспросов,
пополнить ее теми, кто в ней не представлен.
В ящике лежали еще и пакеты с книгами. Гете распорядился
отнести их в нижние комнаты, мы тоже прошли туда, уселись за
стол, и у нас завязалась оживленная беседа о предстоящих работах
и различных планах.
- Нехорошо человеку быть одному, - сказал Гете, - и уж
совсем худо работать в одиночестве; для удачи необходимо
поощрение и участие. Шиллеру я обязан "Ахиллеидой" и многими
моими балладами, он подстрекнул меня заняться ими, а вы можете
считать своей заслугой, если я окончу вторую часть "Фауста".
Я уже не раз вам это говорил, но повторяю опять, чтобы вы
получше запомнили.
Как я радовался его словам и сознанию, что есть в них
доля правды.
После обеда Гете вскрыл один из пакетов. В нем лежали
стихотворения Эмиля Дешана и письмо, которое Гете дал мне
прочитать. Из него я, к вящей моей радости, убедился, как
сильно воздействует Гете на жизнь новой французской
литературы, как любит и чтит его литературная молодежь,
признавая в нем своего духовного вождя. В пору юности Гете
такое влияние имел Шекспир, Вольтер производил значительно
меньшее впечатление на молодых поэтов других стран, он не
был их знаменем и властителем дум. Письмо Эмиля Дешана
было насквозь пронизано непринужденностью и какой-то
отрадной свободой.
- Мы словно видим весну прекрасной души, - заметил Гете.
Помимо всего прочего к посылке Давида был приложен
лист бумаги, на котором во всевозможных ракурсах была
изображена треуголка Наполеона.
- Это для моего сына, - сказал Гете и немедленно
отослал рисунки к нему наверх. Дар явно возымел свое
действие, молодой Гете очень скоро спустился к нам и с
восторгом объявил, что треуголка героя - это plus ultra
его коллекции. Не прошло и пяти минут, как пресловутый
лист, в рамке и под стеклом, уже был помещен среди
прочих памяток о герое.
#!ShowTnx();
И.Эккерман. Разговоры с Гете (2)И.Эккерман. Разговоры с Гете (3)
|